so73 (so73) wrote,
so73
so73

Categories:

Война глазами Пластова

День Победы 66-ю годовщину окончания Великой Отечественной войны будут праздновать и в селе Прислониха в Ульяновской области, на родине великого живописца, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, дважды кавалера ордена Ленина Аркадия Александровича Пластова. Когда началась война с фашистами, более двухсот мужчин и парней села - героев известных картин своего великого земляка «Запись в колхоз», «Базар», «Колхозный праздник»  и многочисленных портретов, ушли на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражений. В память о погибших односельчанах перед местным Домом культуры по эскизам сына Аркадия Александровича, Николая, был сооружён обелиск.

Картина Пластова «Фашист пролетел», созданная им в 1942 году, обладает безграничной силой эмоционального воздействия. Гибель ребёнка среди мирной природы выглядит страшной, непоправимой бедой, противоречащей законам Вселенной. В чистых красках осени художник передал свою боль, свой гнев за поруганную Отчизну.

Прислониха. Май 2011 года. Осталось два фронтовика.

Нынче, если позволит здоровье, к обелиску в Прислонихе придут двое из оставшихся на всё село фронтовиков: Александр Алексеевич Черняев и Иван Яковлевич Забродин. Оба 1924 года рождения, всю жизнь прожили на одной улице, их даже объединяла «одна, но пламенная страсть» - охота. Оба в начале войны ушли на фронт, храбро воевали, а потом с наградами и победой вернулись домой. Уже в мирное время честно работали: Александр Алексеевич - в Майнском леспромхозе, Иван Яковлевич – на Языковском текстильно-швейном комбинате имени Калинина. Им не стыдно за детей: у того и другого они уважаемые люди. Вот только годы окончательно берут своё. Александр Алексеевич ещё держится молодцом. На охоту, правда, уже не ходит, но по хозяйству всё делает сам, вместе с сыном Николаем держит пчёл. А вот Иван Яковлевич всё больше по госпиталям да больницам. Однако на приглашение сыновей (Анатолий - в Москве, занимает большой чин в ФСБ, Николай - в Самаре, вырос до капитана, водит суда за границу) перебраться к одному из них на постоянное жительство отвечает категорическим отказом. Он здесь родился, здесь его корни, на местном кладбище могилы дедов, прадедов, родителей, жены Клавдии, друзей-фронтовиков. Куда же он от них?

Для своих односельчан оба ветерана являются хранителями памяти о тех событиях, которые мы называем Великой Отечественной войной.

1941-й год в Прислонихе

Но есть и другая память, которая содержится в нетленных творениях рук человеческих. Картины военного времени, которые создал Аркадий Александрович Пластов, по мнению искусствоведов, являются одними из самых значимых в мировом изобразительном искусстве. 

Оставаясь верным себе, художник не уставал отображать в своих полотнах жизнь и быт своих земляков, красоту земли, на которой они живут. Так было и в начале лета 1941 года, которое Аркадий Пластов встретил в Прислонихе. Война заставила его пересмотреть свои творческие планы. Уже в августе он заканчивает работу над картиной «Немцы идут. Июль. 1941 год».
Осенью того же года из-под его руки выходят полотна «Пленных ведут» и «Один против танка». В июле 1942 года они были представлены на выставке московских художников, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Предвосхищая вопросы иных «знатоков» искусства сразу же скажем, что потребность художника откликнуться на тревожное для страны время, по его признанию, была очень сильной. Однако, как всякий истинный мастер, он не считал возможным грешить против своей совести, правды, писать о том, что сам не видел и не пережил. Вот почему в его картинах военных лет, например, таких как «К партизанам», «Защита родного очага» нет батальных сцен.



 

Картина, которая помогла открыть второй фронт

Вместе с тем, картину «Фашист пролетел» (первоначально «Немец пролетел» - авт.), которую художник создал в 1942 году и ставшую классикой, газеты того времени называли одной из самых драматических.
Она, действительно, заслуживает отдельного разговора. Сам Аркадий Александрович говорил о ней так: «Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос … Надо было облик этого чудовища (фашизма – авт.) показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я её тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента зарождения в эскизе до её окончательного завершения».

Отдадим должное скромности автора. В феврале 1943 года  картина обсуждалась на заседании Комитета по Сталинским премиям. А в ноябре демонстрировалась в зале советского посольства в Тегеране, где проходила конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. Она так потрясла президента Франклина Рузвельта и премьер-министра Уинстона Черчилля, что склонила  их к решению открыть второй фронт. Добавим к сказанному, что впоследствии картину приобрела Государственная Третьяковская галерея. В 1944 году Аркадий Пластов написал её повторение для Русского музея в Ленинграде. Ещё одна копия была заказана автору Ульяновским художественным музеем, но осталась незавершённой.

Образы военных лет

А на фронте Аркадий Александрович всё-таки побывал. Первый день 1943 года он в составе бригады мастеров искусств встретил под Сталинградом. Как свидетель смертельной битвы на Волге сделал немало рисунков и батальных акварелей, среди которых «В землянке», «На сталинградских дорогах», «Утро на батарее». Впоследствии одна из его работ была включена в альбом «Не забудем, не простим». В этом же году написаны картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли».

Образы колхозников военных лет Пластов запечатлел в картине «Жатва». «Это было, - писал он, - время поистине героического усилия народа в тылу, где оставались в основном женщины, старики, да дети. Они-то и несли главную тяготу труда».

Последствия войны, горечь утрат, страшные раны, оставленные фашизмом на теле нашей страны, незримо выражены и в картине «Сенокос», где среди косарей не видно мужчин, сложивших головы в невиданных доселе сражениях.

Именно в то время написаны портреты прибывшего в отпуск по ранению жителя села Василия Бизяева и инвалида Василия Ямогина.
Прислониха той поры изображена художником на полотнах «Осень в конце Зелёновки», «Зима», «Суббота», «Март».

В марте победного 1945 года газета «Советское искусство» сообщила о присвоении Пластову звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А вскоре он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 

К военной тематике наш великий земляк неоднократно обращался и в мирное время. Однако, как считается, лучшие работы на тему тягот и бедствий людей, их несгибаемого мужества были созданы художником именно во время войны.
 

 


Tags: краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments